Скоро до школи..Криза 7 років.
В семь лет ребенок из дошкольного
переходит в школьный возраст. Основная
причина нового кризиса - развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым
занятием мальчиков и девочек - она была стимулом и условием их развития. Через
игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой
интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением.
Но рано или поздно наступает момент, когда персонажи и роли, игрушки и
воображаемые ситуации уже не могут полностью удовлетворить потребность
6-7-летнего ребенка в познании окружающего мира. У ребенка возникает новая
потребность узнать неявную, скрытую причину явлений и событий, научиться
предвидеть и планировать результаты своих поступков.
Кирилл пришел из детского сада грустный. На
вопросы "Что болит?", "Кто обидел?" ответил неопределенной
гримасой и ушел в свою комнату. Потрогал несколько игрушек, взял в руки коробку
с пластилином и вдруг, резко ударив ею по столу, тихо, но отчетливо произнес:
"Нет, так больше нельзя! Все игрушки да игрушки, пластилин да пластилин...
Скучно!"
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, нового уровня отношений.
Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает
способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка
ролью становится статус ученика.
Придя 1 сентября из школы, Даша гордо
произнесла: "Наконец-то я стала человеком!" На бабушкин вопрос
"А до этого, что же, человеком не была?" ответила гримасой,
выражающей величайшее презрение ко всей прежней жизни.
Учение
олицетворяет для ребенка новый, взрослый образ жизни. В то же время стремление
стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа
привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами - портфель,
тетрадки, перемены, отметки. В таком случае школа остается игрой, игрой во
взрослость.
У детей может возникнуть негативизм, отрицательное отношение к своему еще
вчерашнему прошлому. Мальчишки и девчонки с иронией относятся к тому, что
совсем недавно они были маленькими и беспомощными. Это отношение
распространяется на одежду, которую они носили, на старые игрушки и книжки.
Дети смеются над тем, что занятия с пирамидками и кубиками, куклами и машинками
доставляли им явное удовольствие. Игрушки, которые два-три года назад вызывали
восторг и восхищение, теперь вызывают у них лишь скептическое удивление.
Средством преодоления кризиса семи лет может стать создание условий для начала
освоения ребенком первых теоретических знаний: азбуки, письма и счета. В период
кризиса формируется и готовность к школьному обучению.
Готовность к школе - это не только желание,
но еще и умение учиться.
- Теперь сядьте, положите руки перед
собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела.- Мы займемся
арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
- Врете, ни одного...
- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в
кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
- Два.
- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился - так здорово подумал.
- Два...
- Почему?
- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала
девочка.
(А. Н. Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино")
Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему
и для чего он учится. Без понимания этого дети не смогут стать учениками в
полном смысле этого слова.
Семилетнему
ребенку-дошкольнику дали задание: "Сколько всего слов в предложении и
назови каждое слово". Задание несложное, но малышу еще предстоит научиться
понимать задание, он не знает, о чем спросили и как отвечать на вопросы
взрослого.
- Мальчик ест суп. - Какое первое слово я тебе сказала?
- Мальчик ест суп.
- Какое второе слово я сказала?
- Мальчик ест кашу.
- Какое третье слово?
- Мальчик ест компот.
- Сколько всего слов?
- Три.
Попытки родителей приобщить своих детей к научно-теоретическим знаниям - как
можно раньше научить составлять слоги и слова, читать и писать, выполнять
арифметические действия - заканчиваются неудачей именно потому, что еще не
закончился кризис конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками с
буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают книжки, но только
картинки в азбуках для маленьких, быстро устают и бегут играть. А попытки
взрослых заставить малышей учиться ведут к упрямству и капризам.
Карлсон:
- Я лучший в мире специалист по сложению.
Малыш рассмеялся.
- Сейчас проверим, - сказал он. - Ты согласен?
Карлсон кивнул.
- Приступай.
И Малыш приступил.
- Вот мама дает тебе, допустим, три яблока...
- Я скажу ей спасибо.
- Не перебивай меня, - сказал Малыш. - Если ты получишь три яблока от
мамы, и два от папы, и два от Боссе, и три от Бетан, и одно от меня...
Докончить ему не удалось, потому что Карлсон погрозил ему пальцем.
- Так я и знал! - сказал он. - Я всегда знал, что ты самый жадный в семье,
а это что-нибудь да значит!.. Вот если бы ты дал мне большой пакет, я быстро
развернул бы его, а там кило яблок, и две груши, и горсть таких мелких желтых
слив, знаешь?
- Перестань, - сказал Малыш. - Я же говорю про яблоки для примера, чтобы
научить тебя сложению. Так вот, ты получил одно яблоко от мамы...
- Постой, - сердито закричал Карлсон, - я так не играю! А куда она
дела те два яблока, которые только что собиралась мне дать?
Малыш фыркнул.
- Думаешь, я не понимаю, в чем дело? Мама стащила у меня два яблока, как только
я отвернулся.
(А. Линдгрен "Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять")
Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо
не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным
тормозом в учебной деятельности.
И только совпадение по срокам
систематического обучения наукам в школе или дома с кризисом 6 - 7 лет -
моментом, когда игра исчерпывает свои развивающие возможности и на смену ей
приходит желание ребенка учиться и узнавать новое, приходит интерес к внешнему
миру и готовность к обучению - будет способствовать тому, что учеба станет
интересной, даст стойкие положительные результаты.
Для успешной учебы ребенок должен не только понимать, чему и для чего он
учится. Он должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое. Вот важный шаг на пути
к успешной учебе.
В этом возрасте расширяется жизненное пространство ребенка. В общении со
взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными или
бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, жизнью в других
странах, происхождением планет и природных явлений. Это примеры расширения
сферы интересов ребенка.
Новые знания появляются в результате общения с новым кругом взрослых -
воспитатели, руководители кружков, врачи, продавцы, соседи, знакомые папы и
мамы. Ребенок учится "как себя вести" в каждой ситуации. Происходит
структурирование внутренней жизни ребенка, утрачивается детская
непосредственность.
Появление у ребенка внутреннего мира сопряжено с появлением внутренних
переживаний - радости, обиды, огорчения - и знания, что он их переживает:
"я радуюсь", "я огорчен", "я сердит".
"Я могу быть разным", - понимает ребенок и может сам создать себе
какое-то состояние или цель: "Подкрадусь на цыпочках",
"Рассержусь", "Напугаю", "Давайте веселиться",
"Притворюсь". Во время кризиса семи лет собирается материал для
построения собственного "Я": ребенок уже может "захотеть и не
заплакать", "не бояться", "попросить", "захотеть
и понять, потом выучить", "не плакать и не кричать, а просто
сказать".
Появляется новое звено между желанием что-то сделать и делом, а именно
возможность оценить будущий поступок. Ребенок размышляет, прежде чем что-то
сделать.
В период кризиса семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или
"логика чувств". Иными словами, ребенок начинает понимать
причинно-следственные связи.
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным возникают
именно в этом возрасте и являются следствием осознания и осмысления своих
переживаний.
"Мама, а если ребенок очень хочет учиться, знает буквы и умеет считать, он
сможет стать отличником, когда пойдет в школу?" - такой положительный
образ самого себя будет способствовать стремлению учиться, получать знания и
положительную оценку за свой труд.
Но бывает и по-другому: "Ничего не умею", "Никогда ничего не
получится", "Я уже все и так умею, все равно ничему в школе не
научусь". Такой негативный образ самого себя, сформированный еще только на
пороге школы и не без "влияния и помощи" взрослых, ведет к недостатку
самодоверия, к снижению успеваемости. А неуспехи и неудачи ребенка влияют на
его самооценку и на понимание себя. Нужно еще до школы приложить все силы для
того, чтобы этот порочный круг не замкнулся. Дайте ребенку возможность
почувствовать успех, хвалите - это придаст ему силы, даст веру в себя:
"Трудно, но я смогу".
Если вы заметите, что ребенок охладел к играм и забавам, дайте ему книги, тем
самым вы дадите ему толчок к дальнейшему развитию. Теперь оно будет направлено
на получение новых знаний и на умение контролировать свое поведение. Ребенок
вновь обретет желание подчиняться взрослым, слушаться их, но теперь в новой
ситуации - в учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом будет тот человек,
который поможет малышу войти в мир знаний.
Коментарі
Дописати коментар