Ротзвиток мовлення
Развитие речи
Речь - сложившаяся в процессе исторической
эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три
основные функции речи:
1) Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство
общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;
2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до
уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и
контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная
функция речи;
3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации
из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит
общечеловеческая функция речи.
Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе.
Речь возникает первоначально как средство общения в своей межиндивидуальной
функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние
вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки
внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже
межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.
Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально
оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью
ребенком на 2 году его жизни.
Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так,
в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции
сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а
также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь
письменная и устная.
Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как
средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в
условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и
благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами
общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и
достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед
ребенком на определенном этапе его развития.
Речь автономная детская. Один из ранних этапов развития речи ребенка,
переходный к овладению речью взрослых. По своей форме "слова" ее
являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями,
повторенными дважды (например, "коко" вместо "молоко", "кика"
вместо "киска" и пр.).
Характерными особенностями являются:
1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов, их
неопределенность и многозначность;
2) своеобразный способ "обобщения", основанный на субъективных
чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета
(например, одним словом "кика" могут обозначаться все мягкие и
пушистые вещи - шуба, волосы, плюшевый мишка, кошка);
3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами.
Автономная детская речь может принимать более или менее развернутые формы и
сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не
только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом.
Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая
"подстраивание" под несовершенную речь ребенка, служат средством
профилактики и коррекции автономной детской речи. Особенно развитые и затяжные
формы автономная детская речь может принимать у близнецов или в замкнутых
детских группах. В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей.
Речь внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация,
возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней
(звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных
задач в уме, при мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством ее
происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание,
дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются
самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.
Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной
деятельности человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи -
разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий.
Постепенно этот разговор обеззвучивается, синтаксически редуцируется,
становится все более сокращенным, идиоматическим, с преобладанием глагольных
форм. На пороге школьного возраста эгоцентрическая речь превращается во
внутреннюю - речь для себя и про себя.
Речь эгоцентрическая. Состоит в том, что ребенок раннего и особенно
дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои
действия речью вне зависимости от присутствия собеседника.
Ж. Пиаже характеризовал ее как:
а) Речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию);
б) Речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.
В настоящее время существует относительно устоявшееся отделение эгоцентрической
речи. от "Речи для себя" (private speech) как другого феномена речевого
развития ребенка. Понятие эгоцентрической речи связано с эгоцентрическим
характером интеллектуальной позиции ребенка, неспособного учитывать точку
зрения слушающего. "Речь для себя" образуют высказывания, не имеющие
намеренной коммуникативной направленности, не адресованные кому-либо и не
предполагающие знаков понимания со стороны слушающего. "Речь для
себя" полифункциональна: в некоторых случаях может служить средством
непрямого обращения ко взрослому в целях привлечения его внимания; основная ее
функция связана с регуляцией деятельности самого ребенка - созданием плана
отображения в речи собственных действий, планирования собственных действий.
Роль "Речи для себя" в психическом развитии ребенка состоит в
соотнесении формирующихся значений слов с предметным содержанием действий.
Развитие речи проходит три этапа.
1. Довербальный - приходится
на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими
складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются
условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими
условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих
- предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая
дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает
чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный
этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний
взрослого, возникновением пассивной речи.
2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок
начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается
фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком
речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют
условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком,
деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
3. Совершенствование речи как
ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего,
все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий.
Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче
становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей
зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой
ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними
коммуникативных задач.
Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов
становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и
множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок
владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.
К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу
дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами
словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и
понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации)
становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь -
развернутая и грамматически оформленная.
Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она
изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В
школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе
обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные
возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и
стилистической сторон речи - как устной, так и письменной
Коментарі
Дописати коментар